Арзуханов А.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
БИБЛИОТЕЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

        Расширение сферы применения средств вычислительной техники выдвигает информационную подготовку студентов в число важнейших направлений образования.
Проблема использования новых информационных технологий занимает одно из приоритетных мест в учебных планах и программах библиотечно-информационных факультетов различных вузов культуры. Можно вычленить противоречия при подготовке специалистов с точки зрения использования современных информационных технологий: между тенденциями внедрения информационных технологий в учебный процесс студентов и неразработанностью проблем, связанных с их использованием; практической значимостью применения информационных технологий в вузе и отсутствием научно обоснованных условий их применения.
        Повышение эффективности подготовки студентов на библиотечно-информационном факультете может быть достигнуто, если:
1. Новые информационные технологии направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов (главная цель), способных использовать эти технологии в учебной и профессиональной деятельности (социальный заказ общества);
2. Структура и содержание профилирующих дисциплин отражают содержание, характер и условия будущей профессиональной деятельности студента и строятся на основе учета преемственности формирования знаний;
3. В процессе подготовки реализуется система непрерывного последовательного формирования навыков использования новых информационных технологий при решении профессиональных задач. Такого рода система включает три этапа: 
- первый год обучения – изучение базового курса информатики. Информатика – фундаментальная дисциплина. Поэтому ее изучение предполагает не только овладение навыками работы с вычислительной техникой и программным обеспечением, но в первую очередь получение знаний по теоретическим вопросам моделирования, формирования, накопления, обработки и передачи информации;
- второй и третий годы обучения – приобретение навыков работы в локальных и глобальных сетях: освоение теоретических и практических знаний по электронным библиотекам и информационным ресурсам;
- четвертый и пятый годы обучения – формирование устойчивых навыков использования современных программных продуктов: новых библиотечно-информационных технологий в сфере будущего профиля профессиональной деятельности.
4. Блок специальных дисциплин дополняется изучением спецкурсов по библиотечно-информационным технологическим процессам и системам, понятийному моделированию, позволяющим освоить информационные технологии не только офисного характера, но и образовательные информационные технологии, представленные обучающими программами, тестирующими оболочками и т.д., которые способствуют процессу адаптации студентов к библиотечно-информационным технологиям и повышают эффективность обучения, направленного на решение реальных задач в сфере профессиональной деятельности, имеющей региональную или местную специфику.
5. Использование новых информационных технологий в процессе обучения обусловливается:
а) возможностями учебного материала относительно его формализации: форм представлений явлений и процессов библиотечно-информационных и технических систем, использования логико-математического аппарата;
б) содержанием и характером учебно-профессиональных задач;
в) возможностями компьютера как средства обучения и формами его использования.
6. В процессе решения учебно-профессиональных задач с использованием новых информационных технологий при коллективных формах обучения используются дифференцированные задания, предусматривающие самостоятельный выбор студентами вариантов подзадач, стратегий моделирования и поиск оптимальных решений, что позволяет формировать познавательную активность и самостоятельность будущих специалистов. Студенты, использующие новые информационные технологии в своей учебной, а впоследствии и профессиональной деятельности, имеют более качественные результаты обучения и более высокий профессиональный рейтинг, так как адекватно выполняют социальный заказ общества, лучше подготовлены к жизни и работе в современном информационном обществе, выше уровень их самореализации.
Предложенные рекомендации по включению в учебный процесс новых информационных технологий, способствующих формированию у студентов устойчивых потребностей в приобретении знаний, могут быть использованы во всех вузах культуры страны.
Hosted by uCoz